Тематическое планирование

Тематическое планирование 

Картотека Конструирование в ДОУ

Дидактические игры - Конструирование

Список рекомендуемой литературы по теме «Организация взаимодействия с родителями»

 

Арнаутова Е.П. В гостях у директора. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом. «Карапуз», 2001.

Городская программа «Московская семья – компетентные родители». Сост. Арнаутова Е.П., Белая К.Ю. – М.: Центр, «Школьная книга», 2007.

Виноградова Н.Ф., Година Г.Н., Загик Л.В. и др.; Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М., 2002.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Зверева О.Л. Родительские собрания в детском саду / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2010.

Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.

Иванова В.М. Сотрудничество воспитателей и родителей: пути, проблемы, поиск // Как помочь войти ребенку в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. – М.: Просвещение,1995. – с. 58-68.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2009.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.

 

Планирование непрерывной образовательной деятельности

Все педагогические коллективы образовательных учреждений работают над повышением качества дошкольного образования. Воспитатели осваивают новые образовательные программы. Особая роль отводится методическому сопровождению педагогов в дошкольной образовательной организации по реализации ФГОС дошкольного образования.

 

Переход на новое содержание работы с детьми дошкольного возраста требует вдумчивого отношения к планированию образовательной работы с детьми. Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении строится в соответствии c Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», СанПиНа 2.4.1.3049-13, утвержденного Постановлением главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 № 26 (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281), и с примерной основной образовательной программой дошкольного образования. 

Дошкольной дидактикой занимались Фридрих Фрёбель, Пётр Фра́нцевичЛе́сгафт, Леонид Абра́мовичВе́нгер, Елизаве́таИва́новнаТихе́ева, Александра Платоновна Усова, Николай Николаевич Поддъяков.

При определении структуры образовательного процесса рекомендуем опираться на положения концепции Л.С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка», и взгляды Д.Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности».

Структура образовательного процесса:

Рекомендуем в структуру образовательного процесса включить такие компоненты как:

- непрерывная образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);

- образовательная деятельность в режимных моментах;

-  самостоятельная деятельность детей;

- образовательная деятельность в семье.

Непрерывная образовательная деятельность

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется основной образовательной программой дошкольного образования, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их индивидуальных возможностей и решения конкретных образовательных задач.

В ФГОС   ДОсодержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: 
В раннем возрасте (1 год - 3 года):

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

- общение со взрослым и сверстниками;

- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как:

- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

-  конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)),

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Ежедневный объём непрерывной образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности.

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.

Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. Цель НОД – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.), который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.

Способ достижения цели в НОД - это совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, которая называется методом. Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Каждый метод состоит из определённых приёмов (элементы того или другого метода, частное по отношению к общему, которые направлены на решение более узкой задачи и чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят). При организации НОД необходимо продумывать, подбирать средства обучения – объекты, предназначающиеся для организации и осуществления процесса обучения.

Структура НОД

Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Этапы реализации НОД:

1.               Водная часть (организация детей). Мотивационный этап. Предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты), выдвижение гипотезы, создание проблемной ситуации.

2.               Основная часть (практическая деятельность). Содержательный этап. Направлен на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата).

3.               Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов деятельности). Рефлексивный этап.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу.

При проведении НОД следует выполнять ряд требований:

1.               Санитарно-гигиенические.

Прежде всего, это учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей и соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); удовлетворение двигательной активности и длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

2.               Дидактические требования.

Точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и особенностей детей; выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения в зависимости от дидактической цели НОД; обеспечение познавательной активности детей и развивающего характера НОД; рациональное соотнесение словесных, наглядных и практических методов с целью занятия; использование в целях обучения дидактических игр.

3.               Организационные требования.

Иметь в наличие продуманный план проведения НОД; четко определенные цель и дидактические задачи НОД; грамотно подобранные для рационального использования различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ. НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям, ее следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития.

Также следует создать психолого-педагогические условия:

§   использование форм и методов работы, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

§    уважительное отношение к каждому ребенку;

§    поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;

§   возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

§    обеспечение эмоционального благополучия;

§   поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

§    развитие умения детей работать в группе сверстников;

§   вовлечение семей в образовательную деятельность.

Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении НОД?

Это - партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе).  Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельность (каждый работает в своем темпе).

Организация НОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

Компетентность педагога дошкольного учреждения складывается из совокупности компетенций, опыта и владения способами и приемами работы с детьми, которые являются необходимыми и достаточными для эффективного выполнения образовательной деятельности.

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя дошкольного учреждения  относятся:

- планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/ или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами;

- применение методов физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

Можно выделить несколько проблем, с которыми мы сталкиваемся при планировании педагогами образовательной деятельности:

- не владение объемом содержания ОО в рамках своей возрастной группы;

- не умение формулировать программное содержание в зависимости от главной цели НОД;

- использование стандартных приемов и форм работы с детьми, не отвечающим требованием конкретной методики.

Вспомогательные материалы по проектированию образовательного процесса (непрерывной образовательной деятельности) созданы для педагогов с целью помочь воспитателям в планировании образовательного деятельности по образовательным областям. 

Для проектирования вспомогательного материала мы использовали методикиЛеушиной А.М., Метлиной Л.С., Ушаковой О.С., Сохина Ф.А., Бородич А. М.,  Дыбиной О.В., Веретенниковой С.А., Саморуковой П.Г.

Вспомогательный материал представляет собой таблицы, построенные по единой схеме:

Формулировки программного содержания, которое мы предлагаем, соответствует требованиям ФГОС ДО, но может быть дополнено и трансформировано.

Предлагается оборудование и материалы, которые необходимы для решения задач, но также они могут быть заменены.

Ситуации: педагог может, используя картотеку проблемных ситуаций вставить необходимую. Использовать экспресс-опрос, чтобы составить картину о знаниях, которые имеют дети по данному вопросу.

Карты трансформируемые, можно при необходимости:

– управлять образовательным процессом, добавить самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, добавить рефлексию профессиональной деятельности;

 увидеть проблему и решать ее по собственному замыслу. 

КАРТОТЕКА НОД:

1.               Вспомогательный материал по планированию непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с предметным миром и ближайшим окружением»:

- предметы ближайшего окружения (игрушки, транспорт, предметы домашнего обихода и т.д.),

- явления общественной жизни (семья),

- явления общественной жизни (детский сад),

- явления общественной жизни (Родная страна),

- явления общественной жизни (труд взрослых),

- явления общественной жизни (наша армия),

- явления общественной жизни (наша планета).

2.               Вспомогательный материал по планированию непрерывной образовательной деятельности по обучению связной диалогической речи (беседы).

3.               Вспомогательный материал по планированию непрерывной образовательной деятельности по обучению связной монологической речи:

- рассказывание по игрушкам, предметам,- рассказывание по картинам,

- рассказы из опыта детей,- творческое рассказывание.

4.               Вспомогательный материал по планированию непрерывной образовательной деятельности  - Звуковая культура речи.

5.               Вспомогательный материал по планированию непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:

- ознакомление со словом, со слоговым строением слова, звуковое строение слова,

- ознакомление с предложением и словесным предложением,

- формирование  графических навыков.

6.               Вспомогательный материал по планированию непрерывной образовательной деятельности по знакомству с книжной культурой, детской литературой.

7.               Вспомогательный материал по планированию непрерывной образовательной деятельности по знакомству с книжной культурой. Заучивание стихотворений.

8.               Вспомогательный материал по планированию непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений:

- количество и счёт,- величина, - форма, - ориентировка в пространстве,

- ориентировка во времени

9.               Вспомогательный материал по планированию непрерывной образовательной деятельности  по ознакомлению с миром природы:

- знакомство с сезонными явлениями,

- знакомство с  растительным миром,

- знакомство с  животным миром,

- знакомство с неживой природой,

- экологическое направление: знакомство с природными сообществами,

- экологическое направление: знакомство с природными зонами.

Следует помнить, что планирование непрерывной образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы (образовательные области), представляющие определенные направления развития и образования детей, с последующим закреплением материала утром или вечеромв режимных моментах.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Деятельность педагога дошкольного образования, для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности каждого педагога входит не только владение умениями составления календарного планирования на каждую неделю, но и обдуманное поэтапное планирование каждого занятия.

 

В   настоящее время все занятия  строятся   на принципах интеграции,   т.е. на сочетании знаний из разных образовательных областей.  Например, педагог провел занятие по формированию целостной картины мира  по теме «Русская береза», где объединил разные дидактические методы: беседу, рассматривание репродукций или картин, опытно-экспериментальную или исследовательскую работу, использование схем или карт и т.д. На этом же занятии   решались задачи по формированию  безопасности  и сохранению здоровья детей. Используя разные дидактические методы и приемы, педагог еще и предложила  детям нарисовать, либо  изобразить березу  в знакомой технике аппликации или сделать коллективную работу, например, «Березовая роща». В одном занятии получилась интеграция всех образовательных областей с   доминирующей  образовательной областью «Познавательное развитие». Таким образом,  используя интеграцию, педагог решила  психолого-педагогическое содержание образовательных задач основной  образовательной программы дошкольного образования.

 

Занятия, построенные на принципах интеграции, позволяют повышать интерес детей к образовательной деятельности и активность детей, как правило,  на таких занятиях всегда высокая.

 

Типичные ошибки при составлении конспекта занятия

 

Остановимся на общих ошибках, допускающихся при  составлении конспекта занятия.  

1.  Отсутствие триединства,  целостности, четкости в  определении образовательных задач (программного содержания).

2. Содержание деятельности  не соответствует  поставленным целям и задачам:  в конспекте  прописываются определенные задачи, а в занятии их реализация отсутствует или о решении каких-то задач ничего не говорится, а в занятии воспитатель их решает.

 

 

3. Не четко обозначены методы и приемы, посредством которых будут решаться  поставленные цели и задачи. Объем и отбор методов и приемов должны иметь оптимальное содержание для решения образовательных задач и должны соответствовать уровню развития и возрастным особенностям детей. Методы и приемы должны подбираться так, чтобы они были интересными, разнообразными, плавно вытекали один из другого, и занятие тогда будет иметь единый сюжет, дети не устанут.

 

4. Наблюдается обычная ошибка, когда очень много готовой информации получают дети от педагога. Надо помнить, что педагог должен говорить не более  25 – 30 %, остальное время должны говорить дети. Необходимо дать возможность детям добывать знания, делать открытия, радоваться своим открытиям и успехам, делать выводы, а педагог лишь дополняет знания новой информацией. Необходимо давать возможность детям использовать свой приобретенный жизненный опыт, то есть реализовать знания, полученные ранее не только на занятиях в детском саду, а и посредством самостоятельных наблюдений, знаний, полученных в общении с родителями, со сверстниками; через просмотр познавательных фильмов, изучения с помощью взрослых энциклопедий, чтения художественной литературы, рассматривания картин, из своих наблюдений и т. д. Воспитателю необходимо следовать за ребенком, а не вести его за собой.

 

5. Недостаточность или полное отсутствие решения проблемы,  какой -  либо   проблемной  ситуаций.  В некоторых конспектах вроде поставлена проблема, присутствует вопрос «Как вы думаете?», а воспитатель в занятии решает ее без особого участия детей. Мало вопросов характера «почему», «как ты думаешь», «как можно доказать»… Например, воспитатель использовал проблемную ситуацию, но стоит только одному из детей найти правильное решение и воспитатель сразу с ним соглашается. А для Маши и Коли, например, не понятно, они остались при своем мнении, это потому, что воспитатель вместе с детьми не выяснил, почему именно это решение правильное, может быть есть и другой способ решения проблемы? Педагог должен быть уверен, что каждый ребенок понял правильность решения задачи, усвоил материал.

 

 

6. Необходимо в конспектах занятий продумать, обозначить предварительную работу по определенной теме, то есть, обозначить степень связи изучаемого материала с предыдущим и последующим, соотношение нового и пройденного материала. Без предыдущей работы невозможно добиться высоких результатов в качестве образовательной работы.

 

7. Встречается еще одна очень распространенная ошибка.                       В  содержании занятия продумана работа по обогащению словарного запаса детей или активизация словаря, а в ходе занятия данная работа совершенно отсутствует. Между тем, мы четко должны помнить, что развитие речи детей идет в каждом виде деятельности, как организованной деятельности, так и в свободное от занятий время. К сожалению, во многих конспектах на словарную работу уделяется крайне мало внимания.

             8. В конспектах не обозначается индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей. Очень важно воспитателю учитывать психологические и физические особенности каждого ребенка, помочь детям, которые менее способны или способны, но медлительны. И очень важно учитывать детей, которые быстро и правильно справляются с заданием, одаренных детей. Их необходимо загружать дополнительной работой, давать возможность развиваться и исключить возможность потери интереса к занятию.  Несмотря на то, что индивидуальная работа с детьми проводится до занятия с целью облегчить ребенку его старания, вселить в него уверенность, но и на занятии нуждающиеся дети в помощи не должны оставаться в стороне. О дифференцированном подходе обычно педагоги забывают.

 

 

            9. Допускается неверная подача информации. При продумывании занятия педагог,   прежде всего,  сам должен знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.  Педагог должен и обязан доводить до детей достоверную информацию.

10. Наличие в конспекте  грамматических ошибок, описок, опечаток.

Итак,  при написании  конспекта занятия педагог должен знать, что от качества разработки конспекта будет зависеть  и качество образовательной деятельности  с детьми. 

 

Алгоритм

написания конспекта образовательной деятельности

 

1. Вид  регламентированной  образовательной деятельности:

- комбинированная (сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач);

- комплексная (реализация задач средствами разных видов деятельности);

- интегрированная (сочетание знаний из разных образовательных областей).

 

2. Возрастная группа:

- раннего возраста (от 1 года до 3 лет);

- младшего возраста (от 3 до 4 лет);

- среднего возраста (от 4 до 5 лет);

- старшего возраста (от 5 до 6 лет);

- подготовительная к школе (от 6 до 7 лет).

 

3. Тема занятия (отражает конечный продукт детской деятельности):

 

не правильно

правильно

«В гости к бабушке»

«Лепка. Пирожки»

«Путешествие в страну математики»

«Счет в пределах 10»

«Зима пришла»

«Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

 

4. Приоритетная образовательная область:

-  социально-коммуникативное развитие;

 -  познавательное развитие;

речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

 

5. Цель занятия:

 Цель-это конечный результат детской деятельности или программное содержание, как перечень компетенций детей.

 

6. Образовательные задачи:

«Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (статья 2 Федерального  закона  «Об образовании в Российской Федерации»)

Задача – это деятельность (или действие) по достижению цели.

Примерные формулировки обучающих задач по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о…»;

«Создать условия для получения детьми знаний о…»;

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению…»;

«Предоставить  возможность детям при помощи взрослого узнать…»;

«Формировать  у детей потребность правильно употреблять в собственной речи …»;

Примерные формулировки образовательных задач тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать знания детей о…»;

«Предоставить детям  возможность применить на практике полученные знания о …»;

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение…»

Порядок написания задач определяется по ходу образовательной деятельности, следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строки.

 

7. Словарная работа (обязательная для любого занятия):

- обогащение словаря (новые слова, значения которых надо объяснить детям)

- активизация словаря (знакомые детям слова)

 

8. Оборудование:

- технические средства обучения (магнитофон, проектор, мультимедиа, ноутбук, телевизор и т.п.);

- демонстрационный материал (указываются пособия, картины, перечисляются их авторы, количество, размеры);

- раздаточный материал (описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием количества и размеров).

 

9. Предварительная работа (описывается содержание деятельности, имеющей существенное значение для проведения занятия, например: беседа на тему, наблюдение за …, экскурсия … , чтение художественной литературы и др.)

 

10. Ход  деятельности:

I.   Вводная или   вступительная часть (8-10 % от общего времени НОД).

 Цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления, мотивация детей к деятельности.

Виды мотивации:

- игровая (потребность своей значимости ребенок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы);

- внешняя;

- внутренняя;

- мотивация общения (строится на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому;   взрослый обращается к ребенку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребенка никак не обойтись, при этом не забывает благодарить ребенка);

- мотивация личной заинтересованности (данный вид побуждает ребенка к созданию разных предметов для собственного потребления);

- проблемно-бытовая;

-сказочная;

- мотивация достижения успеха.

           Вступительная часть включает в себя:

- организационный момент (привлечение внимания детей к педагогу, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил поведения, дисциплины и т.п.).

- сообщение цели занятия.

II. Основная часть (до 80% от общего времени НОД).

          Основная часть состоит из последовательно сменяющих друг друга заданий, связанных одним сюжетом или целью. Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности: узнаем, кто из нас самый ловкий, кто вспомнит, кто знает и т.д.

          Так же одним из требований к данной части является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества органов чувств,  в данном случае усвоенная ребенком информация будет более  системной, разносторонней и прочной.

Общая цель основной части решить все образовательные задачи и задачи  индивидуальной работы с детьми.

III. Заключительная часть (10-12 % от общего времени  НОД)- рефлексия.

- создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающие желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике посредством поручений, рекомендаций, советов;

фиксация в речи детей  новых понятий, новых знаний или нового способа действия;

- выход в другой вид деятельности;

- -организация рефлексии и стимулирование детей к анализу собственной и коллективной деятельности, осмысление достижений, определение перспективы получения новых знаний;

- мотивация на дальнейшее использование полученных знаний, умений, навыков.

          Условия проведения рефлексии:

- оказание помощи детям в осмыслении собственной значимости и личных достижений;

- использование фишек для обозначения  собственного уровня роста знаний или деятельности на занятии;
























Комментариев нет:

Отправить комментарий

«ПРАВА РЕБЕНКА - СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ» Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция О...