Консультации для педагогов


                        Семинар практикум

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

 

 

 

 

Подготовила:

 старший воспитатель Кузнецова О.А.

 

                              

 

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

1.  Определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО

2.  Изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач .

3.  Познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формами и методами работы с детьми по профориентации.

Практическая значимость: содержательный материал представлен в

рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

Подготовка к семинару:

1.  Анкетирование педагогов «Формирование ранней профориентации дошкольников. Ознакомление детей с трудовой деятельностью взрослых»

2.  Анализ ППРС по организации профориентационной работы с дошкольниками

3.  Методические рекомендации педагогам Ход семинара - практикума:

 

1.       Теоретическая часть

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.… Профессиональное самоопределение взаимосвязано с

развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

 

В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: такие как Н.Е. Веракса и Т.С.

Комарова, они рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в том числе и образовательная область «Социально – коммуникативное

развитие», в которой одним из подразделов выделен раздел

« Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание».

 

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности .

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

-Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности.

-Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

-Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, в нашем городе.

-      мероприятия по ознакомлению с трудом взрослых планируются в течение всех режимных моментов, в совместной и в свободной деятельности.

-        Используются различные формы, методы и приемы при организации работы по ранней профориентации дошкольников. приемы - (беседа, экскурсия, игра, НОД, чтение художественной литературы, тематические встречи, выставки, родительские собрания, наблюдения, развлечения и праздники, викторины)

-Приемы - ( наглядный, словесный , практический)

-       созданы условия в группах (игры, оборудование, ширмы, куклы в специализированной одежде, атрибуты к с/р играм, картотеки, альбомы т.е – оснащение ППРС).

-       работа с родителями воспитанников по данной проблеме ( беседы, консультации, родительские собрания, мастер – классы, наглядная информация, открытые занятия, анкетирование, привлечение родителей к совместному творчеству, праздники и развлечения).

-       -Постоянный мониторинг знаний детей на предмет

-       Знают ли воспитанники Вашей группы место работы родителей, и какие трудовые процессы они выполняют?

-    Кем хотят работать дети Вашей группы в будущем?( врач, полицейский, учитель, шофер, продавец, строитель, повар, пожарный, ветеринар, воспитатель, парикмахер- профессии простые, нет новых профессий, профессий , актуальных для нашего города)

-    В чем Вы видите проблемы по реализации задач данного направления в ДОУ:

·         Недостаточно владею знаниями по данной проблеме-

·         Считаю, что данная проблема не актуальна

·         Другое -  ( должно проводится в системе)

 

 

-      Определите уровень реализации работы по профориентации в Вашей группе (самооценивание):

 

Общая картина говорит о следующем: в настоящее время в ДОО существует проблема, как бы все мероприятия проводим по данной теме, а знания детей плохие; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

2. Цель и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

Анализ программы позволяет выделить обобщенные цель и задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых.

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи:

    обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Челябинска, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;

    формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

  закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

     стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

  воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

   помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Работа  по   ранней   профориентации  дошкольников  строится   с   учётом следующих принципов:

1.       Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2.  Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3.  Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4.     Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5.             Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры)

6.. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

 

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную

деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество

детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-

исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий.

Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных,

музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями,

- Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой

деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы). Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в

самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Самостоятельная    деятельность    детей в    процессе    ознакомления    с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

  игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);

         продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

  выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

  экспериментирование.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

 

 

1.     Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2.      Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

   опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

   коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношенийпри выполнении посильной работы).

3.    Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственноготрудовое воспитание».


«Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4.    Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода.

Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

3.  Предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации

 

4. Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в группах необходимо создать предметно – развивающую среду. Для этого оформляются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В таких центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться

поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.

Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно- пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета. Я представлю вашему

вниманию несколько центров:

- «Центр профессий» предполагает знакомство детей с многообразием профессий нашего района, помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.

-   Центр «Строители» - представлен строительными конструкторами, игровым материалом. Каждая группа должна быть представлена

определёнными профессиями в соответствии с ООП от строителя дома, до архитектора. На игровых участках дети строят с помощью песка

-   Цент «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного.

-   Центр «Фермерское хозяйство» Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в нашей области.

-   Центр «Машиностроение» представлен игровыми центрами в группе, макетами, папками «Lapbook», конструкторами разного вида.

-   Центр «Медиа» позволяет детям открывать себя в роли ведущих,

журналистов, фотографов, авторов книг и т.п. Результатом деятельности данных является сьёмка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок.


-   Центр «Банк» создаёт условия для знакомства с профессией банка, умением считать, планировать, экономить.

-   Центр «Служба уборки». Основная цель центра воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и

ответственного отношения к окружающей среде. В центре дети знакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и

уменьшения количества бытовых отходов.

Созданные условия позволят в дальнейшем проводить интересные

экскурсии (в прачечную, в библиотеку, в школу; на почту), квэст-игры, игры-путешествия и пр. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий

человека той или иной профессии.


Организация партнёрской деятельности педагога

 Родительские собрания

Целевые ориентиры дошкольного образования 

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.                                                                           Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны   в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому установлены обязательные требования к дошкольному образованию: к структуре программы, к  её объему,  условиям  реализации  Программы и результатам её освоения.      Эта норма была введена в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего развития каждого ребенка, успешного обучения в школе, того самого равного старта независимо от образовательного учреждения, где бы ребенок его не получал.

Это первый в истории дошкольного образования стандарт, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Сделано это потому, что, по мнению многих педагогов, в этом возрасте требовать от ребенка обязательного достижения конкретных результатов, тем более аттестовать его, неправильно.

 Необходимо понимать, что в стандарте дошкольного образования целенаправленно не заданы требования к результатам освоения программы для исключения "натаскивания" детей к школе.

 Ребенку не предъявляются требования обязательного достижения того или иного уровня, ему не выставляются оценки, не требуется исправления неудачного результата. Каждый ребенок развивается в этом возрасте в своем ритме, темпе, на основании своих способностей и склонностей.

 Требования дошкольного стандарта к результатам представлены в виде целевых ориентиров, которые включают возрастные личностные характеристики   возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования, то есть на выпуске в школу.

ФГОС ДО ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ.  Принятие Стандарта приводит к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастает социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольного учреждения, воспитателей. Стандарт нацелен на создание комфортных условий для воспитания  ребенка и  на обеспечение  у него мотивации  к обучению, познанию и творчеству.

 Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменена на диагностику развития.

 Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

1.    Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

2.    Способность выбирать себе род занятий.

3.    Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.

4.    Обладание чувством собственного достоинства.

5.    Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

6.    Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.

7.    Подчинение разным правилам и социальным нормам.

8.    Проявление творческих способностей.

9.    Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).

10.Способность к волевым усилиям.

11.Проявление любознательности.

12.Склонность к наблюдению, экспериментированию.

13.Способность к принятию собственных решений».

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«ПРАВА РЕБЕНКА - СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ» Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция О...